Разговор матери с сыном в подростковом периоде

На популярном материнском форуме, появилось анонимное сообщение:

«Как объяснить своему 11-летнему ребенку (так, чтобы его не травмировать), что мне не хочется с ним разговаривать после того, как он начал мне постоянно хамить?»

Среди множества ответов одним из самых интересных оказался этот, написанный популярной английской писательницей:

Моему сыну десять с половиной. Недавно у нас состоялся непростой разговор.

Сидя за рулём машины, я сделала глубокий вдох и сказала:

— Я много говорила тебе, как в переходный период меняется твоё тело, но совсем забыла рассказать, что происходит с твоим мозгом. В пубертатный период мозг развивается и меняется больше, чем в какой-либо другой, если не считать младенчества. Извини, что забыла тебя предупредить.

Он кивнул и спросил:

— Почему у меня меняется мозг?

— Вот тут-то и начинается самое интересное! Ты знаешь, что когда ты был маленьким, твой мозг развивался так быстро, что к пяти–шести годам уже был сопоставим с мозгом взрослого?

— Нет, — удивлённо сказал он.

— А это так! Но хотя твой мозг был очень мощным, все инструкции были рассчитаны на мозг ребёнка. Поэтому вся информация о том, как построить взрослый мозг, была… скажем так, расплывчатой. Твой мозг старался, как только мог, но не знал, каким человеком ты станешь и какой именно мозг тебе понадобится.

Я сделала паузу, чтобы он мог задать вопросы, но он лишь неотрывно смотрел на меня. Я продолжила:

— Теперь перейдём к пубертату. Это очень интересное время, когда не только твоё тело становится взрослым, но и мозг полностью перестраивается из детского во взрослый.

— Это непросто, наверное.

— О да, — сказала я. — Поэтому я и жалею, что не предупредила тебя. Понимаешь, для полной перестройки мозга требуется много сил. Это одна из причин, почему ты стал быстрее уставать — а в результате ты стал раздражительнее и нетерпеливее. Думаю, тебе приходится тяжело.

— Да, — признался он. — Иногда я сержусь и сам не понимаю почему.

— Штука в том, — пояснила я, — что самым первым в мозге взрослеет миндалевидное тело. Это часть, отвечающая за эмоции и инстинкт самосохранения. И вот ты одновременно испытываешь все сильные эмоции и реакцию страха — конечно, это нелегко!

Он кивнул и сказал с серьёзным лицом:

— Я иногда сам не знаю, почему говорю какие-то вещи. Они просто вырываются, а потом мне стыдно.

— Я знаю, дорогой. А хочешь знать, почему так?

Он кивнул.

— Видишь ли, в последнюю очередь перестраивается фронтальная кора — это передняя часть мозга. Именно она умеет принимать решения и просчитывать последствия. То есть миндалевидное тело накачивает тебя сильными эмоциями, но фронтальная кора у тебя ещё детская и не понимает последствий. Хреново получается.

— Так это не моя вина?

— Нет, это вина пубертата, что твой мозг сейчас так работает. Но твоя задача — осознать это и поменять своё поведение. Это не просто, но вполне возможно. Чувства есть чувства, их мы не выбираем, но поступки нам подвластны. Поэтому ты сам выбираешь, как поступать со своими чувствами. А если допустишь ошибку, можно попросить прощения и исправить её.

Здесь я сделала драматическую паузу.

— Именно так ты докажешь, что становишься взрослым.